Рекомендации по проведению мониторинга правоприменения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, мониторинга правоприменения законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики

При проведении мониторинга правоприменения следует руководствоваться положениями Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» (далее – Указ), методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 (далее – Методика), а в части проведения мониторинга правоприменения законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики также постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.12.2011 №634 «Об организации мониторинга правоприменения в Чувашской Республике» (далее – постановление).

В процессе мониторинга правоприменения необходимо собрать и проанализировать информацию о самих нормативных правовых актах (далее также – акты), в отношении которых проводится мониторинг, то есть провести анализ текстовой части акта (например, в части определения всего комплекса полномочий и действий (мер), которые должны в рамках акта осуществить соответствующие органы), а затем на основе этого анализа обобщить и оценить фактическую реализацию соответствующих полномочий тем или иным органом.

В частности, исходя из Указа и Методики, в ходе мониторинга правоприменения в обязательном порядке должны быть проанализированы:

решения Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в части, касающейся соответствующего акта в целом (отдельных его положений) – признаны законными, незаконными, недействующими в целом или в части и т.д. (рекомендуется использовать материалы, размещенные в правовых системах «Гарант», «КонсультантПлюс»; на сайтах судов; поступающие для исполнения или для сведения в орган);

практика деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Чувашской Республики и иных государственных органов (рекомендуется использовать имеющиеся в самом органе аналитические материалы; информации, размещенные на официальных сайтах соответствующих органов; при необходимости направлять запросы и т.д. (целесообразно использовать материалы, содержащие необходимые сведения на дату проведения мониторинга правоприменения);

информации о практике применения нормативных правовых актов Российской Федерации, поступившие от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также из Общественной палаты Российской Федерации, государственных корпораций, фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федерального закона, соответствующих государственных органов Чувашской Республики (рекомендуется использовать имеющиеся в самом органе аналитические материалы; информации, размещенные на официальных сайтах соответствующих органов; при необходимости направлять запросы и т.д.);

информации, поступившие из общественных, научных, правозащитных и иных организаций (рекомендуется использовать информации, размещенные на официальных сайтах указанных организаций; при необходимости направлять запросы и т.д.);

информации, подтверждающие взаимодействие с институтами гражданского общества;

информации, опубликованные в средствах массовой информации;

информации, поступившие от граждан (письма, запросы, жалобы, заявления, иные обращения) (с отражением в последующем в докладе о результатах мониторинга правоприменения как количественных показателей, так и сведений о результатах их рассмотрения (принятых или непринятых мерах, в том числе причинах).

Также в ходе мониторинга необходимо использовать и анализировать (например, в сопоставлении с предыдущими периодами) сведения, основанные на статистической информации, полученной в рамках отраслевой статистики органов и иных государственных органов (рекомендуется использовать имеющиеся в самом органе аналитические материалы; сведения, содержащиеся в ежегодных докладах о реализации государственных программ Чувашской Республики (подпрограмм государственных программ Чувашской Республики); при необходимости направлять запросы  в органы статистики и т.д.).

Рекомендуется использовать и анализировать социологическую информацию (в том числе в рамках проведенных органом социологических исследований, опросов и т.д.). Такие сведения целесообразно отражать в докладе о результатах мониторинга правоприменения как показатели результативности, эффективности, качества реализации (применения) органом предоставленных полномочий, осуществления конкретных мер, реализация которых в рамках акта возложена на органы, организации, должностных лиц, а в каких-то случаях на граждан.

Информации (сведения, материалы и т.д.), собранные органом, должны быть проанализированы, обобщены, оценены во взаимосвязи с правоприменением соответствующего акта. Итоги данной работы должны в полном объеме (максимально) описаны в докладе о результатах мониторинга правоприменения.

В докладе о результатах мониторинга правоприменения. должна быть описана информация, отражающая результаты практики применения органом каждого конкретного акта либо группы актов, включенных в соответствующий план проведения мониторинга. При проведении мониторинга правоприменения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации рекомендуется информацию о практике применения законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики в связи с анализом практики применения соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации в докладе о результатах мониторинга правоприменения представлять в рамках информации о таком нормативном правовом акте Российской Федерации (например, в форме сведений о результатах реализации соответствующих полномочий органов государственной власти Чувашской Республики, принятых мерах, осуществление которых возложено на органы государственной власти Чувашской Республики). В докладе, в частности:

- необходимо указывать не только общие сведения об актах, указанных в соответствующем плане (реквизиты актов), а отражать аналитическую информацию о ходе правоприменения акта (актов);

- следует представить информацию, описывающую деятельность органов по реализации (применению) актов, конкретных норм актов (с указанием и описанием нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Чувашской Республики, принятых в целях реализации актов, мониторинг правоприменения которых проводился; цифры, показатели, принятые меры и действия (с примерами) и т.д.). При наличии также обозначается проблема правоприменения и одновременно вносится предложение по ее устранению;

- целесообразно раскрывать объем (перечень) полномочий всех органов (Российской Федерации, Чувашской Республики), предусмотренных в акте, их отсутствие должно определяться как факт наличия пробела в правовом регулировании (следует указывать акты, которые должны быть приняты, но отсутствуют);

- нецелесообразно приводить информацию об актах, принятых (вступающих в силу) позднее срока проведения мониторинга правоприменения.

В тексте доклада о результатах мониторинга правоприменения необходимо представить информацию (должна быть актуальной и подтверждаться конкретными примерами, имеющими место на момент проведения мониторинга правоприменения), отражающую показатели, по которым проводился мониторинг, предусмотренные пунктами 8-10 Методики.

Например, в соответствии с пунктом 8 Методики в докладе о результатах мониторинга правоприменения следует описать наличие сведений, выявленных в ходе мониторинга правоприменения, подтверждающих следующие показатели (с приведением конкретных примеров):

а) несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

б) наличие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Чувашской Республики, иных государственных органов и организаций, а также муниципальных нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (в случае отсутствия указанных актов рекомендуется указать о пробелах в правовом регулировании с соответствующими предложениями по их устранению);

в) несоблюдение пределов компетенции органа государственной власти, государственных органов и организаций при издании нормативного правового акта;

г) искажение смысла положений федерального закона и (или) актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека, вступивших в силу решений судов общей юрисдикции, законов Чувашской Республики, актов Главы Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, при принятии нормативного правового акта;

д) несоответствие нормативного правового акта Российской Федерации международным обязательствам Российской Федерации;

е) наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов (при проведении мониторинга правоприменения законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики в докладе о результатах такого мониторинга рекомендуется отражать результаты антикоррупционных экспертиз действующих актов, проведенных самим органом, Минюстом Чувашии, органами прокуратуры, территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации, с обязательным указанием результатов их устранения (невозможности устранения) – например, подготовлен проект и т.д.);

ж) неполнота в правовом регулировании общественных отношений;

з) коллизия норм права;

и) наличие ошибок юридико-технического характера;

к) использование положений нормативных правовых актов в качестве оснований совершения юридически значимых действий;

л) искажение смысла положений нормативного правового акта при его применении;

м) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта;

н) использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления;

о) наличие (отсутствие) единообразной практики применения нормативных правовых актов;

п) количество и содержание заявлений по вопросам разъяснения нормативного правового акта;

р) количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом, и основания их принятия;

с) количество и содержание удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением нормативного правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения;

т) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.

В докладе о результатах мониторинга правоприменения необходимо подвести итоги проведения мониторинга правоприменения (выполнения соответствующего плана мониторинга правоприменения), а также внести предложения, предусмотренные соответственно пунктом 14 Положения о мониторинге правоприменения в Российской Федерации, утвержденного Указом, пунктом 13 Положения о мониторинге правоприменения в Чувашской Республике, утвержденного постановлением.

К докладу о результатах мониторинга правоприменения органом могут быть приложены материалы, на основе которых он готовился, другая необходимая информация.